Последние научные открытия относительно причин аутизма
В вопросах аутизма все еще существует множество отдельных мнений и очень мало объективных данных. Вместе с тем, в последние несколько лет в ученых кругах возник консенсус — по крайней мере по отдельным моментам этого сложного и до сих пор загадочного недуга.
Последние научные открытия относительно причин аутизма
Продолжая исследования, в ближайшее десятилетие медицине станет легче сопоставлять и сводить воедино отдельные научные факты и открытия. Это наконец-то позволит разрабатывать по-настоящему действенную терапию для каждого ребенка с расстройством аутичного спектра.
АУТИЗМ ИМЕЕТ КОМПЛЕКСНУЮ ПРИРОДУ
Около двадцати пяти процентов людей с аутизмом имеют значительные проблемы с пищеварением. У двадцати пяти процентов бывают припадки. У многих таких людей развиваются расстройства сна.
Последние изыскания говорят в пользу того, что многочисленные и весьма разнящиеся симптомы могут указывать на совершенно разные причины болезни. Большинство учёных сходится во мнении, что на самом деле существует множество разных «аутизмов».
В США сейчас проходит специальное исследование, призванное выделить различные аутические фенотипы, что поможет лучше понимать причины и виды лечения для каждого отдельного больного.
У АУТИЗМА ЕСТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Аутизм имеет наследственную природу. Установлено, что в тех семьях, где имеются родственники аутисты, вероятность рождения детей с аутизмом выше. Исследователи стараются выявить гены, имеющие отношение к аутизму, однако еще большей задачей становится понимание того, как именно работа этих генов вызывает аутические симптомы. Изучение проблемы на уровне генов позволит определить – и лечить! –биологические основы этой проблемы.
МЕЖДУ СТРУКТУРОЙ МОЗГА И АУТИЗМОМ ЕСТЬ СВЯЗЬ
Последние исследования, что мозг аутистов растет необычно высокими темпами в период между годом и двумя, после чего скорость его роста замедляется до нормальной.
Есть предположения, что отдельные зоны мозга аутистов по размерам больше, чем у обычных людей. Проводятся исследования, чтобы понять, действительно ли эти различия вызывают аутизм, или же все эти явления имеют какое-то дополнительное объяснение.Последние научные открытия относительно причин аутизма
ЕСТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ АУТИЗМОМ И МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТЬЮ
Надежно определено, что аутисты и обычные люди используют мозг по-разному. Аутисты переживают периоды задумчивости и отвлечения совсем не так, как это происходит у нейротипичных людей. Кроме того, информация о лицах окружающих людей обрабатывается при РАС совсем не так, как обычно. Увы, но наука до сих пор не знает, что вызывает такие различия.
Читайте также Как трактуют аутизм врачи США: критерии диагностики согласно DSM-5
ЕСТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ АУТИЗМОМ И ХИМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В МОЗГУ
Химические вещества служат средой для сигналов, которые позволяют мозгу нормально работать. Нервные клетки «общаются» между собой при помощи электрохимических сигналов. Самые разные исследования показывают, что способность мозга аутиста к передаче информации от клетке к клетке может быть снижена по сравнению с возможностями, которыми обладают обычные люди. Понимание, каких именно нейротрансмиттеров не хватает при РАС, может приблизить нас к созданию эффективных лекарств.
ФАКТОРЫ ГЕНОВ И СРЕДЫ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ
Скорее всего, генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, в результате чего у ребенка наблюдается аутизм. Пока что нет точного знания, какие именно из множества возможных факторов следует винить в развитии аутизма.
Очевидно, что дело обстоит таким образом: генетическая предрасположенность провоцируется каким-то воздействием со стороны окружающей среды. Эта комбинация и вызывает аутизм.
АУТИЗМ ВЫЗЫВАЕТСЯ МНОЖЕСТВОМ ПРИЧИН
Скорее всего, внешними причинами может служить не что-то одно – вакцины, пища, токсины в атмосфере или жилище – а целая их совокупность. Необходимо провести широкомасштабные исследования, чтобы найти общие места в огромном количестве факторных комбинаций. Именно это позволит предотвращать возникновение аутизма или приостанавливать его развитие так рано, как только возможно.
Тем читателям, которые хотя бы отчасти владеют английским языком, имеет смысл послушать Вэнди Чанг, исследователя аутизма – 15-ти минутный рассказ о том, что уже известно и всё ещё непонятно в причинах аутизма (включите субтитры = крайняя левая кнопка с правой стороны окна видеопроигрывателя):
Источник: http://autism.about.com/od/causesofautism/p/
2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.
В Республике Беларусь с 2005 по 2012 год общее число детей, состоящих под наблюдением врачей-психиатров, по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 2,8 раз (с 251 до 699 случаев). На 1-ое октября 2013 детей с официально установленным диагнозом РАС (расстройств аутистического спектра) стало еще больше – 786 человек. Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех, без исключения областях республики и в городе Минске.
Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающих группу детей, нуждающихся в специализированной помощи.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.
Портрет ребенка с аутизмом.
Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете — увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки — станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что, в таком случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, даже больных детей, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.
У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми.
Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.
Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина, как и с речью – от парциальной одаренности – до умственной отсталости, которая вызывается глубоким погружением в себя, выраженными уходами от любых контактов и полным ограничением себя от естественного обучающего опыта. Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.
Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому что, любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару. Пошли на прогулку другим маршрутом – истерика. Мама поменяла вещи местами – скандал, а переезд на другое место жительства может обернуться настоящей катастрофой. При этом не каждый ребенок аутист будет ярко и бурно выражать свои эмоции, реакция может быть незаметной и отставленной во времени – перестал кушать, говорить или поднялась температура. Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.
Симптомы аутизма
Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:
— ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
— не может объяснить, чего он хочет;
— испытывает задержку темпов речевого развития;
— не следует никаким указаниям взрослых;
— периодически появляются нарушения слуха;
— не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
— плохо устанавливает визуальный контакт;
— не улыбается другим;
— не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
— не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
— не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
— не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
— наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.
Лечение аутизма
Люди часто неправильно трактуют аутизм. Утверждения о том, что аутизм можно полностью вылечить, можно услышать во многих семьях. Существуют разные модели лечения аутизма, касающиеся образования в этой области (просвещения людей) и самого лечения. Все же наиболее эффективное направление в лечении этого расстройства заключается в образовании или информированности человека о заболевании.
Наблюдается тенденция, помещать детей с аутизмом в небольшие классы, чтобы они были свободны от слуховой и визуальной стимуляции. Обучающая информация дается ребенку небольшими частями. С сентября 2013 года в столичной школе № 5 работает первый интегрированный класс для детей с аутизмом, главной задачей которого является создание и дальнейшее распространение эффективной модели обучения детей с аутизмом в рамках общеобразовательной школы. Работа такой модели основана на признанных мировых методиках обучения детей с аутизмом с научно доказанной эффективностью (ABA — Прикладной поведенческий анализ и TEACCH: основы структурированного обучения детей с аутизмом). В следующем учебном году количество интегрированных классов для детей с аутизмом в Беларуси планируется увеличить. К приему детей с аутизмом готовятся минские школы №5 , №76, №108, №81, №104.
Людей больных аутизмом необходимо научить, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает всю семью, а также специалистов. Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения, и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Эффективность многих видов лечения еще предстоит научно доказать. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и основаны на том, что это подходящее лечение, как для самого ребенка, так и для его семьи.
Важно помнить аутизм — состояние, которое требует постоянного лечения. Программа лечения может меняться при развитии индивидуума. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на исцеление. Не существует еще таких лекарств, которые бы полностью доказали свою эффективность при лечении аутизма. Нет лекарств излечивающих аутизм, нет и достаточного уровня готовности общества принять детей с особенностями развития в свое ряды, а это для детей и их родителей гораздо важнее, чем поиск волшебной таблетки.
Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития ребенка, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.
В Беларуси наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Члены организации затронули широкий круг проблем, связанных с оказанием помощи детям с РАС, что повлекло за собой внесение корректив в оказание психолого-педагогической, медицинской, и социальной помощи на межведомственном уровне.
В мае 2013 года в г. Минске создан координационный совет, в состав которого вошли: представители комитета по образованию, здравоохранению, труда, занятости и социальной защите Мингорисполкома, представители общественных организаций.
Всемирный день информирования о проблеме аутизма позволяет развеять мифы и предрассудки о таких детях, дать больше объективной информации, объединить усилия родителей, специалистов различных министерств и ведомств и людей не безразличных к чужим проблемам.
Современные подходы в диагностике и реабилитации детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям. Необходимость развития такой системы помощи детям с РДА, где были бы задействованы специалисты различных Министерств и Ведомств не вызывает сомнений.
Врач-психиатр Березовской ЦРБ им. Э.Э. Вержбицкого Олег Григорьевич Химко